|
|||||
Раскрашенные керамические черепки являются древнейшими свидетельствами керамического творчества. Уже 10 тысяч лет назад тонированная посуда раскрашивалась как для ритуального, так и для повседневного использования. Зарождение европейской фарфоровой индустрии принято относить к 1708 году, когда алхимик Йохан Фридрих Бёттгер в поисках "искусственного" золота для саксонского курфюрста Августа II раскрыл тайну "белого золота" - китайского фарфора. Несмотря на большие усилия, изготовление безупречного чисто белого черепка было проблематичным, так как мелкие неудалимые частицы железа часто оставляли отчетливо видимые включения; из-за этого было невозможно изображение мотивов, поэтому относительно форм живописи ориентировались на китайские образцы, где привлекательные красочные декоры рассматривались как существенный признак добротности фарфора.
Далее произошел переход от поисков "искусственного золота" к декорированию "белого золота" настоящим золотом. Описанное начало относится к 1830 году к изобретению глянцевого золота (гланцгольд) химиком Кюном из Майссена. Оттуда невыясненными путями оно попало во Францию, где уже в 1850 году в специализированных журналах было представлено его коммерческое применение. После раскрытия секретного рецепта гланцгольд был предложен еще двумя предприятиями в Германии, однако без большого успеха, так как по такому параметру, как схватываемость не являлся удовлетворительным. В 1879 году было создано закрытое общество "Тайные опыты по изображениям гланцгольдом", куда можно было вступить только за большие деньги (3000 марок). О первых опытах профессор Хайнрих Рёсслер докладывал следующее: "Мы узнаём, как авантюрнейшим способом может делаться гланцгольд с помощью большого количества льда. Это наиболее странный продукт в мире, который не нуждается ни в чем, потому что не выносит огня". На основе анализов гланцгольда из Пассау (Cr, Co) и Нюрнберга (Bi) после многих ошибочных экспериментов было обнаружено, что добавкой, которая влияет на качество глянцевых изображений и дает эффект схватываемости является родий. 10 атомов родия, 20 молекул оксида висмута и 7 молекул оксида хрома на 1500 атомов золота позволяют изготовить препарат глянцевого золота для фарфора. Эти добавки уменьшают рекристаллизацию золотой пленки при обжиге путем ослабления поверхностных напряжений золотосодержащего сплава, вследствие чего рост зерна кинетически тормозится и действует в некотором смысле как фасеточный фактор. С открытием родия путь к изготовлению высококачественного гланцгольда был открыт; в 1881 году были изготовлены глянцевая платина и глянцевое серебро, 1882 году - подглазурные краски и в 1888 году - обширная палетта керамических красок уже из 517 цветов. |
|
|
||||
КСХ © 2004-2008 ITZONE - создание сайта |
8 499 128-95-94 (добавочный 20-21) ул. Архитектора Власова, д. 57 E-mail: |
|||