|
|||||
Все началось еще в конце 1940-х годов с открытия небольшого керамического цеха. До сих пор художники старшего поколения с любовью вспоминают свою "Потылиху" - помещение едва ли не барачного типа, где зарождались основы будущей российской керамики, завоевавшей вскоре призы на крупнейших международных выставках в Фаэнце, Волорисе, Монреале и т.д.
В 1965 году было построено новое здание Экспериментального творческо-производственного комбината (ЭТПК), куда наряду с мастерскими по обработке стекла, ювелирного и декоративного металла вошли скульптурный и керамический цеха с "Потылихи". К этому времени круг художников, работающих в этой области значительно расширился, а к началу 1970-х годов в него влилась сильная группа молодых керамистов (третье поколение). Значительно увеличилась технологическая база комбината. Печи на древесном топливе , позволявшие обыгрывать естественную фактуру шамота и глины и использовать легкоплавкие свинцовые глазури, заменили высокотемпературными газовыми и электрическими, что дало возможность освоить новое для комбината фаянсовое производство. С начала 1970-х годов со всей определенностью проявилась новая тенденция в искусстве керамики. Она стала обретать самостоятельность, пытаться преодолеть изоляцию, взаимодействуя с пластическими искусствами и современной культурой в целом. Родоначальниками нового скульптурно-изобразительного направления стали В.Космачев, Д.Митлянский и В.Петров. Их опыт был подхвачен и интересно развит в дальнейшем И.Афанасьевой, С.Воробьевым, М.Дудовой, З.Дуровой, В.Малолетковым, Л.Сошинской, М.Юрковой и многими другими художниками. Сегодня Комбинат Союза Художников России вполне современное предприятие и залог его успешной работы- тесное творческое сотрудничество художника и производственника. Это отнюдь не случайно. Ведь произведения художественной керамики, как, впрочем, и других видов искусства, предназначены не только для выставок, музейных собраний и элитарных частных коллекций. Есть еще одна область приложения творческих сил художника-прикладника, имеющая свою специфику и свои законы, лишь отчасти совпадающие с законами, по которым создаются уникальные произведения. Речь идет о создании эталонов и моделей для тиражирования, нужных как большому производству, так и малой авторской серии. В этом случае художник зачастую ограничен в выборе материалов и технологий, должен учитывать экономические требования и т.д. Среди художников, кто успешно решает эти проблемы, хотелось бы отметить В.Колосова и Н.Колосову, И.Ситника, Б.Агаян, Е.Герасимову, З.Дурову, В.Орехову, Т.Полянскую, О.Тихомирову и др. И последнее: Искусство керамики насчитывает тысячелетия, но по-прежнему в ней "живет волшебная простота глины, яркий цвет, блеск глазури, напоминающий движение воды, а также скрытое присутствие огня. Достаточно посмотреть на древнерусские изразцы, чтобы понять, что на керамике лежит благословение свыше и время не властно разрушить ее краски" . Лучше замечательной московской керамистки Дины Мухиной о керамике наверно и не скажешь. |
|
|
||||
КСХ © 2004-2008 ITZONE - создание сайта |
8 499 128-95-94 (добавочный 20-21) ул. Архитектора Власова, д. 57 E-mail: |
|||